Сразу предупреждаю пуристов — я толкинист-пиджейщик, т.е. в равной степени люблю и книги Толкина и их киновоплощения Джексона. Да-да, не удивляйтесь — такое тоже бывает. Ну а теперь — к делу!
*******
Питер Джексон сделал самое главное — от души зажег, прежде чем сказать Последнее Прощай...
После переваривания просмотренного, те немногие недостатки фильма, что бросились в глаза, сгладились, и совершенно перестали огорчать.
Например то, что пролога нет. Интересно — будет ли он в режиссёрке?
Прощальный фильм должен, обязан предлагать нечто невероятно мощное и невиданное — и Джексон не подвёл! Фильм как всегда изобилует бесконечными цитатами, пасхалками и закольцовками с толкиновским Легендариумом и творчеством Джексона. Начиная с землероек, об упоминании которых в книге, кажется, многие кроме Джексона уже забыли, и заканчивая Леголасом с его эльфийско-магическими выкрутасами. Не знаю как вам, а мне такие мелкие вкусности очень нравятся.
Смауг
Уничтожение города бесподобно! В отличие от книги, разговорчивому дракону и здесь дали поболтать и явить еще раз свою злобно-насмешливую сущность.
Его гибель потрясающая! Чистый эпик. Пламя дракона медленно гаснет внутри, в последний момент он еще взвивается вверх, но словно каменеет, и перевернувшись падает... Его последний крик — в котором слышится одновременно и бешенство и удивление: Ну как я мог так прошляпить??? У меня этот крик до сих пор стоит в ушах... И хоть Смауг по воле Толкина злой, мне его очень жалко...

Низвергнувшись, Смауг давит мелкого паразита — обрушившись на лодку драпающего Бургомистра, под завязку набитую золотом.
Дол-Гулдур
Режиссер очень лихо и своеобразно разрешает дол-гулдурскую сюжетную ветку. Галадриэль тут просто Богиня. С ней словно ненадолго возвращается Первая эпоха… Джексон подчёркивает, что в его экранизации, ее персонаж имеет особое значение – не зря в самом первом в истории киносредиземья прологе «Братства Кольца» мы слышим именноеё голос.
А как лихо сражался Саруман!
Бильбо
Маленький, трогательный, духовно возмужавший. В нём не осталось ни капли от прежнего раздолбая. И он, лишь в финале, поймёт, насколько изменился... Он больше не маленький хоббит — отныне он, пусть и малый ростом — но великий духом, эпический герой. Эпический - но не растерявший своего обаяния. Он не разлюбил свою цветущую Хоббитанию, но отныне тоска по эльфам, гномам, далёким лесам и горам никогда не покинет его сердца...
Торин
Просто превзошел все ожидания! Армитеджу удалось в точности передать образ заболевшего драконьей болезнью гнома, именно так, как я себе это представлял. Тут невозможно не восхищаться тем, как тонко режиссер и актеры прочувствовали авторскую мысль. Джексон удачно усилил его линию по сравнению с книжным каноном, а Армитедж блистательно её воплотил.
Торин предстаёт упертым, подозрительным, решительным. Задумка показать разговор Торина и Барда через бойницу гениальна! Его уличили в нарушении слова и он, не найдясь, что ответить, прячется в тень...
К потрясающим идеям таккже отношу символичную сцену разрушения Торином моста, сбрасыванием на него гномьей статуи, великолепный диалог Двалина и Торина о драконьей болезни, эпизод в зале с золотым полом (последствия покушения на Смауга) и тенью дракона, и очень трогательная сцена с Бильбо – разговор о жёлуде. Как все это отражалось в его глазах! Его душевные терзания очень напоминают одновременно и раздвоение личности Смеагорла и загнанного в угол Сарумана на вершине Ортханка…
Трандуил
Особо отмечу Трандуила — он меня сразил наповал. Его персонаж раскрылся полностью — и как раскрылся! Чистый и незамутненный восторг! Сильмовский эльф, и этим всё сказано!
Настоящий гордый, задиристый, древний, великолепный, сильный, естественно пафосный Нолдор! Такой – мог, не дрогнув, устроить резню в Альквалондэ дабы переправиться за море, преследовать Мелькора.
Его боевые сцены так и просятся быть иллюстрацией «Феанора» Эпидемии.
Трандуил выглядит, двигается и говорит как иномирец, смотрит взглядом узревшего тысячелетия, а о каждой из его улыбок можно написать целый абзац или поэму. Воистину живой осколок времён, давным давно унесённых стремительным потоком времени... Одним словом не Трандуил — а Феанор или Тингол!
Только ради того, чтобы пересмотреть все нюансы каждого мимолетного изгиба губ лесного короля стоит пересмотреть фильм. Понятия не имею, как Ли Пейсу удалось передать полную иномирность своего героя — это чистой воды магия...
Леголас
В своём репертуаре. И Болга одолел с наибольшим возможным пафосом, и Торину помог, вернув Оркрист в нужный момент.
Почему нельзя скакать по падающим камням? Можно! Правда в реальности они будут от толчка ноги лететь вниз с настолько меньшим ускорением, насколько они тяжелее того, кто по ним скачет.
Однако мы помним, что эльфы умеют ходить не проваливаясь в снег, т.е. не оказывая на него давления. Эльфийская магия! Что мешает так же скакать по камням? К тому же попирание эльфийской магией законов физики, в исполнении Леголаса — это неотъемлемая часть ПиДжеевских экранизаций. Так что претензий не имею — по-моему это просто забавный стилистический штришок. Ведь это же сказка!
Ну а всех поклонников физики и иных сУрьёзных наук, отсылаю к свойствам волшебных колец, мифрила и потребной для полёта мощности драконов, а также к их огнедыханию. Ну и, само собой, к возрождению Саурона и его назгулов.
Даин
Даин со своим боевым кабанчиком - это просто праздник! Архетипичнейший гном — непрошибаемо упрямый и с полным пренебрежение авторитетами! Остается только сожалеть, что в театралке его линию оставили неоконченной и его коронацию в Эреборе нам суждено увидеть только в следующем году.
Альфрид
Тема сисек в Средиземье полностью раскрыта.
Битва Пяти Воинств
Пи Джей вновь подтвердил, что в постановке зрелищных боев равных ему нет. Битва по своей силе и масштабу полностью оправдывает ожидания, доказав, что она действительно достойна быть в названии. Снята добротно, роскошно, с фантазией и с творческим подходом и понравилась, в первую очередь, своим разнообразием. Были в ней безупречные перестроения громадных армий, и яростные атаки, и тролль, прошибающий стену бронированной каменными плитами головой, и тролль на протезах — безногий и безрукий и абсолютно каноничный финал.
Порадовало привнесение в Средиземье зимы с замерзшими реками, водопадами, укатанными ледовыми дорожками и красиво разлетающимся снегом. Именно битве зима придаёт особый, назабываемый колорит.
Я, конечно, ждал от ПиДжея трагеди, правда, в отношении Торина, но чтобы Фили?!! И чтобы ТАК?!!
Фили погибает смертью храбрых. Но эта сцена ясно показывает, что даже если ты готов к смерти — то это вовсе не значит, что ты сможешь выбрать, какой смертью умереть. Порой это решает судьба... И вместо героической и пафосной гибели ты можешь встретить самую обычную — до жути реалистичную и быструю.
Его очень жалко... Он погибает смертью преданного родственника и друга. Сердце кровью обливается, когда Фили и Торин смотрят друг на друга, а потом наследник рода Дурина летит в бездну...
За эту дозу реализма отдельная благодарность.
Болг
Разгулялся на славу. Позабавило его облизывание в сражениии с Тауриэль: ПиДжей тут, похоже намекал:
Вот если бы не растреклятый PG-13 — то я бы вас хентайчиком порадовал.
Азог
Это отдельный разговор! Пафос — пафос — пафос!
А заодно и интересные находки, вроде семафора для управления войсками.
Я его окончательно записал в число своих любимых кинозлодеев.

Ну а бой с Торином — выше всяких похвал! Таких танцев на льду в окутывающем противников тумане, я не ожидал. Настоящее Ледовое Побоище! Смерть Торина впечатлила не меньше смерти Боромира. Особенно понравилось, что Торин, поняв что проиграл, догадался, как можно прихватить с собой на тот свет и своего заклятого врага. Достойнейшая гибель для обоих...
После битвы
Особо хочется упомянуть гениальную сцену с молча сидящими на фоне заката Бильбо и Гэндальфом, прочищающим трубку. Слова тут не нужны. Все и так понятно...
Финал
Несколько, скомканный — но всё равно очень душевный. Вызывает слезы на глазах такими мелкими и одновременно родными деталями... Прощание Бильбо с гномами очень в духе книги, вызывая легкую грусть от окончания сказки... Будет и аукцион. И Лобелия. И ложечки. И документ. И самое дорогое – мамин портрет валяющийся на полу... Разоренный Бэг Энд реально берёт за душу...
И так хочется чтобы в режиссёрке показали то многе что осталось за кадром. Но самое главное – достойное упокоение Торина с Аркенстоном и Оркристом. И достойное упокоение Фили и Кили. Не так часто в фильмах ПиДжея погибают главные герои, чтобы оставить это недосказанным и недопоказанным.
Титры в стиле «Возвращения Короля» и «The Last Goodbye» ставят жирную точку в осознании того, что сказка закончилась и таких фильмов больше не будет... На глаза, в очередной раз наворачиваются слёзы...
Нижайший поклон Питеру и всем кто ему помогал за этот труд. Благодаря им я смог побывать в величественном и прекрасном Средиземьи...
В том Средиземьи, в которое хочется верить...